MY PLANET MY PLANET

интересный сайт для всей семьи


Петух 2017


 
Обои для рабочего стола
«Венгерский марш»

Гектор Берлиоз

(биография)


Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, — 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 г. Берлиоз — студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Берлиоза («Торжественная месса») состоялось в Париже в 1825 г. В 1826—1830 гг. Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830 г.) за кантату «Сарданапал», жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832 г.), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 г. много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867—1868 гг.).

  Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоза во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

  Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос — с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 г. была написана кантата «Греческая революция» — отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Берлиоз Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный «Реквием» (1837 г.) и «Траурно-триумфальная симфония» (1840 г., написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 г. Берлиоз не понял. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854 г.), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859 гг.).

  Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830 г., подзаголовок — «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Берлиоза — первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831 г., продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834 г.), увертюра «Корсар» (1844 г. ); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831 г.), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839 г.), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862 г., на сюжет «Много шума из ничего»); И. В. Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846 г., свободно трактующая поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе «Римский карнавал» (1844 г.); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—1907 г.).

  Берлиоз был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Берлиоз внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди музыкальных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.


Биография взята из "Большой Советской Энциклопедии"