«Итальянская полька» (Вариант 1) |
|
«Итальянская полька» (Вариант 2) |
|
Сергей Васильевич Рахманинов
(биография)
Рахманинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?),
ныне Новгородский район Новгородской
области, — 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния;
похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в
дворянской семье. С 4—5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и
педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории
у В. В. Демянского, с 1885 — в Московской консерватории у
Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция).
В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчаньи ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я
редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и
композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова — одноактная
опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»,
пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. — «Пьесы-фантазии» (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и «Музыкальные моменты»
(1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая
фантазия «Утёс» (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского,
1893), «Каприччио на цыганские темы» для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше
20 романсов (в т. ч. «Весенние воды»). В 1897—98 был дирижёром Московской частной
русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в
1904—1906 — Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей
русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и
за границей (в 1907—1914 — в ряде европейских стран, в 1909—10 — в США и Канаде). В
1909—12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов
дирекции), в 1909—1917 — Российского музыкального издательства. Среди сочинений
1900—1910-х гг. — 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром,
2-я симфония (1907), симфоническая поэма «Остров мёртвых»
(по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь»
(по Пушкину) и «Франческа да
Римини» (по Данте, обе 1904),
кантата «Весна» (1908), поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов (1913), «Всенощное
бдение» для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для
виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907,
1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре
1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918—1943 занимался
преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа).
Создал лишь немногие сочинения — 4-й концерт (1926) и «Рапсодию на тему Паганини» (1934) для фортепьяно с оркестром, «3 русские песни»
для оркестра и хора (1926), «Вариации
на тему Корелли» для фортепьяно
(1931), 3-ю симфонию (1936), «Симфонические
танцы» (1940). В 1941—1942 выступил с
концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.
Рахманинов — один из крупнейших музыкантов рубежа
19—20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая
направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного
высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего
русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений
связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской
природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого
протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая
решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая
неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала
русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального
стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с
ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка —
многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского
лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в
зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных
произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в
лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна.
Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело
подчинялись в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рахманинов
был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Биография взята из "Большой Советской Энциклопедии"