MY PLANET MY PLANET

интересный сайт для всей семьи




 
Обои для рабочего стола

Учите ребенка плавать

Не только опытный тренер может учить детей плавать. С этой ролью вполне справятся и родители.

Хорошо, если с самого начала ребенок овладеет каким-нибудь способом плавания. Самый легкий и самый быстрый для обучения — это кроль на груди.

Прежде всего несколько общих советов.

Заниматься лучше с группой ребят. Тогда они быстрее перестают бояться воды, тренировки проходят оживленнее и хорошие результаты достигаются быстрее.

Место в реке надо выбрать неглубокое, с ровным дном, чистой водой и небыстрым течением. Время тренировок вначале — 10-15, а затем 20-30 минут.

Надо быть терпеливыми, не форсировать обучение, ведь физическое развитие у детей разное. Чтобы усвоить упражнения каждого задания, потребуется одно или несколько занятий.

Перед занятиями в воде необходима 15-20-минутная разминка: ходьба, бег, упражнения типа утренней гимнастики.

Каждое занятие надо начинать с уже освоенных основных упражнений и повторять их по пять-шесть раз.

Задание 1


Ходьба по дну. Ходить, отгребая назад воду ладонями с чуть согнутыми и сомкнутыми пальцами. Кисти рук — в вертикальном положении (рис. 1).

Двигаться боком приставными и скрестными шагами вправо и влево. Менять скорость и направление.

Погружение в воду. Многие дети боятся окунуться в воду с головой. Поэтому упражнение лучше выполнять вдвоем. Ребята держатся за руки. Причем один стоит, а другой делает глубокий вдох ртом, приседает и погружается в воду на три — пять секунд (потом время можно увеличить до десяти секунд). Под водой открывает глаза и делает выдох. Лицо руками вытирать не надо. Упражнение повторяют пять — десять раз.

Смотреть под водой. Ребята в паре, держась за руки, одновременно делают вдох, задерживают дыхание, погружаются в воду и смотрят друг на друга. Можно предложить им поднять со дна положенные туда камешки, ракушки или же посмотреть под водой на свои пальцы.


Задание 2


Выдох в воду. Опустить подбородок в воду и дуть на ее поверхность, стараясь образовать волны (рис. 2).

Дальше делать выдохи в воду (каждый в два-три раза продолжительнее вдоха). Выдох должен быть энергичным, равномерным и полным. Тогда, подняв лицо из воды, легко сделать быстрый и глубокий вдох. Повторить упражнения пять-десять раз подряд. Во время вдоха лицо руками не вытирать (рис. 3).

Попытка оторвать ноги от дна. Согнуться, опустить подбородок на воду и согнутыми в локтях руками делать гребковые движения перед грудью, периодически отталкиваясь от дна (рис. 4).

«Поплавок». Необходимо объяснить детям, что во время вдоха легкие наполняются воздухом, поэтому тело становится легче воды и всплывает на поверхность.

Упражнение выполняется так. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, присесть и погрузиться в воду с головой. Затем наклониться вперед, свернуться калачиком, обхватить руками колени и плотно прижать их к груди, голову наклонить вниз и считать про себя до десяти. За это время непременно всплывешь на поверхность. Упражнение дает возможность почувствовать выталкивающую силу воды (рис. 5).

Лежать на воде. Поставить ноги врозь, руки поднять вверх, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, спокойно наклониться вперед, опустить руки на воду и, слегка оттолкнувшись от дна, лечь так, чтобы лицо было в воде, руки лежали на поверхности, а пятки слегка покрывались водой. Пробыть в таком положении три-пять секунд (рис. 6).

Следует предупредить детей, что в первый момент тело чуть-чуть погрузится в воду, но затем всплывет на поверхность. В дальнейшем нужно учиться, лежа на воде, сводить и разводить руки и ноги и четко фиксировать эти положения.



Задание 3


Лежать на спине. Ноги поставить врозь, руки поднять вверх, присесть так, чтобы подбородок касался воды, прогнуться, опустить затылок в воду, а затем слегка оттолкнувшись от дна, лечь на спину и смотреть вверх. Вначале после вдоха задерживать дыхание. А когда ребята научатся лежать на спине, не заливая лицо, дышать нормально, чтобы дольше продержаться на воде (рис. 7).

Скольжение на груди. Вытянуть руки вперед, соединить их так, чтобы соприкасались большие пальцы, затем сделать вдох, задержать дыхание, слегка присесть, наклонить туловище, сильно оттолкнувшись ногами, проскользить, сколько возможно, по воде, не поднимая головы. В это время не делать никаких движений. Следить, чтобы туловище не прогибалось, руки и ноги были выпрямлены и соединены, а голова опущена в воду до середины лба (рис. 8).

Не рекомендуется поддерживать ученика, тянуть его на буксире или давать ему доску, круг. После двух-трех скольжений сделать пять-десять выдохов в воду. Когда ребенок начнет уверенно скользить на груди, в занятие можно включить скольжеиие, меняя положение рук: левая рука вверху, правая прижата к телу, затем наоборот, и, наконец, обе руки прижаты к телу. Нужно следить, чтобы ученик лежал ровно, не поворачивался на бок и не разводил ноги (рис. 9).




Задание 4


С этого задания начинайте разучивать технику плавания способом кроль на груди.

Движение ногами помогает пловцу продвигаться вперед и поддерживать тело в горизонтальном положении. Выпрямленные ноги с оттянутыми и слегка повернутыми внутрь носками должны непрерывно, поочередно и без напряжения двигаться сверху вниз и снизу вверх, с подхлестывающим движением в конце, из воды выходят только пятки. Величина размаха стоп равна примерно одной четвертой части роста пловца. Вначале полезно проделать имитационные движения на суше, затем сидя в воде на мелком месте и, наконец, лежа на груди в воде, опираясь руками о дно (рис. 10).

Если занятия проходят в бассейне, следует держаться руками за бортик бассейна, упираясь предплечьями в стенку.

Не забывайте следить за тем, чтобы ноги двигались в вертикальной плоскости, не останавливаясь во время вдоха и выдоха, и чтобы от их движений на поверхности воды образовывались фонтанчики. Вначале голову можно держать над водой, но в дальнейшем для выдоха лицо нужно опускать в воду. Упражнения повторяют три-пять раз по двадцать-тридцать секунд. Усвоив движения ног, надо изменить исходные положения: удерживаться за бортик бассейна выпрямленными руками, затем одной рукой. Чтобы сохранить горизонтальное положение, работать ногами нужно быстрее, с меньшей амплитудой размаха.


Задание 5


Движения ног в скольжении. Стоя в воде, после вдоха задержать дыхание, наклониться, поднять руки вперед, соединить их вместе так, чтобы большие пальцы соприкасались, слегка согнуть ноги и, оттолкнувшись от дна, выполнить скольжение на груди. Во время скольжения, не дожидаясь, когда тело потеряет скорость, начать работать ногами. Вначале выполнять упражнения, задерживая дыхание. Это поможет сосредоточить все внимание на движении ног.

Проплыв небольшое расстояние, встать на дно и сделать пять-десять выдохов в воду, после чего снова отрабатывать движения, добиваясь, чтобы ноги двигались свободно, без чрезмерного напряжения (рис. 11).

Усложнить упражнения: выполнять движения в скольжении с разными положениями рук (теми же, что в задании 3).

Для отработки техники движений можно использовать плавательную доску или надувную резиновую подушку, держа ее перед собой в вытянутых руках, при этом делать выдох, опуская лицо в воду, или плыть с поднятой головой.

Задание 6


Движение рук. Поочередные гребки руками обеспечивают пловцу устойчивость на воде и скорость продвижения вперед.

Движения начинают отрабатывать, стоя по пояс в воде, ноги врозь, наклонившись и присев так, чтобы подбородок касался поверхности воды. Левой рукой опираются о колено. Правую выпрямленную руку накладывают на воду ладонью вниз (кисть и предплечье опускаются в воду чуть раньше, чем плечо). Ладонью с соединенными и слегка согнутыми пальцами захватывают воду и затем двигают руку вниз-назад, постепенно сгибая ее в локте. Кисть руки все время должна быть перпендикулярна направлению движения. Гребок идет под себя, вдоль продольной оси тела. У бедра рука распрямляется (рис. 12).

Закончив гребок, руку без задержки вынимают из воды локтем вверх, затем мягко и быстро, с расслабленными мышцами проносят над поверхностью и опять погружают. Правильно чередуя напряжение и расслабление мышц, пловец может сохранить работоспособность на длительное время. Те же движения повторяют левой рукой, после чего отрабатывают движения двумя руками (рис. 13).

Грести нужно непрерывно: в тот момент, когда одна рука заканчивает гребок, другая должна начинать его. Только при этом условии движение будет равномерным и быстрым.


Задание 7


Движения рук в скольжении. Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, наклониться вперед и, оттолкнувшись от дна ногами, проскользить по воде на груди, работая руками по разученной схеме. Чтобы ноги не тонули, надо делать легкие колебательные движения, не акцентируя на этом внимание. Упражнение можно выполнять и с пенопластовой доской между ног или резиновой надувной подушкой. Немного проплыв, встать на дно и сделать пять-десять выдохов в воду, после чего снова повторить упражнение.

Задание 8


Согласованность работы рук и ног. Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание и, оттолкнувшись от дна, проплыть небольшое расстояние, работая руками и ногами. Следить за тем, чтобы гребок руки заканчивался у бедра. Глаза в воде должны быть открыты (рис. 14). Проплыв два-три отрезка, нужно остановиться и сделать десять-двадцать выдохов в воду.

Задание 9


Согласованность работы рук и дыхания. Правильное дыхание и четкий ритм движений обеспечивают хорошую работоспособность во время плавания. Вдох делается быстро и только ртом при повороте головы в сторону руки, заканчивающей гребок. По окончании гребка, после вдоха, проносят руку по воздуху вперед, голову поворачивают лицом вниз, делают выдох в воду ртом и частично через нос. Упражнение выполняют в такой последовательности: поставить ноги на ширину плеч, опустить лицо в воду до середины лба, затем повернуть вправо так, чтобы левые щека и ухо были в воде, сделать вдох, повернуть голову лицом вниз и выдохнуть в воду через рот и частично через нос (рис. 15).

Это упражнение повторяют много раз, а затем выполняют его с поочередными гребковыми движениями рук (рис. 16).


Задание 10


Полная координация всех движений и дыхания. Это потребует много времени и энергии.

Для плавания кролем на груди характерны симметричные движения рук и ног. Каждый цикл — два гребка руками, один вдох, один выдох в воду и шесть ударов ногами (шестиударный кроль).

Тело пловца находится у поверхности воды в хорошо обтекаемом и почти горизонтальном положении. Голова опущена в воду лицом вниз до середины лба. Под водой пловец смотрит вперед вниз. Для вдоха голову поворачивают в сторону гребущей руки так, чтобы рот был над водой. Быстро и глубоко вдыхают через рот, когда проносят руки над водой (в первой половине движения), после чего поворачивают голову в воду лицом вниз и делают выдох более продолжительный, чем вдох.

Вначале советуем проплывать небольшие расстояния (из расчета пяти-десяти вдохов), а затем постепенно увеличивать их. Особое внимание надо обращать на полный выдох, от которого зависит полноценный вдох. Следует следить за тем, чтобы при вдохе корпус не поворачивался чрезмерно на бок, чтобы не делать вдох слишком рано или слишком поздно и чтобы не было отклонений в движении ног от вертикальной плоскости (рис. 17).

Когда последнее задание будет освоено, ребята смогут без особых усилий проплывать пятьдесят-сто метров и сдавать нормы по плаванию.



Ю. Шапошников